Ильин В. И. Поведение потребителей



Ильин В.И. Кандидат исторических наук, доцент кафедры маркетинга и статистики Сыктывкарского государственного университета, заведующий социологической лабораторией СГУ, главный редактор альманаха социальных исследований "Рубеж", Сотрудник Института Сравнительных Исследований Трудовых Отношений, Centre of Comparative Laboure Studies (University of Warwick).

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления. Более конкретные исследования поведения потребителей появились позже. Логика возникновения этого направления примерно такова: экономическая наука породила маркетинг, одним из разделов которого является "Поведение потребителей". В дальнейшем из маркетинга выделилась самостоятельная дисциплина "Поведение потребителей" (Belk: 58). Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х - начале 1930-х гг. преподаватели, которые читали эти курсы, стали считать себя более маркетологами (marketing scholars), чем экономистами. В течение 1930-х гг. создание Американской маркетинговой ассоциации и создание периодического органа - "Journal of Marketing" - символизировали уже отделение маркетинга от экономической теории (economics). Развитие "Поведения потребителя" как отдельной учебной дисциплины началось в США в 1950-е гг. в рамках кафедр маркетинга коммерческих колледжей и бизнесшкол. Исследования же потребительского поведения в Северной Америке и Европе начались раньше. Так, уже в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Пол Лазарсфелд (Lazarsfeld) и его коллеги в Вене проводили с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса (Belk: 58).

Настоящее издание явлется HTML версией учебника Ильина В.В. "Поведение потребителей"

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ И ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМЫ
  • КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
  • ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ТЕКСТ
  • ЭТАЛОННЫЕ (РЕФЕРЕНТНЫЕ) ГРУППЫ
  • МОДА
  • КОНТРКУЛЬТУРА
  • ПОКАЗНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
  • ИГРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ТЕЛО И ПОТРЕБЛЕНИЕ
  • ПОТРЕБЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ФРАГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • ЦЕНА КАК ФАКТОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Comments