Эволюция «сарафанного радио»: от завалинки до Like button

Отправлено 19 мая 2011 г., 18:06 пользователем Elena Luxalex


(c) Edward Galagan

«Сарафанное радио», известное также как «ОБС» (одна баба сказала) существует с тех пор, как сформировалась человеческая речь. В древние времена никто, разумеется, не называл его «радио», да и с сарафанами кое-где был напряг, но, как бы оно ни называлось, на поступки и решения людей «ОБС» влияло всегда. Во все времена это явление носило неформальный характер (слухи и сплетни), и, хотя многие отзывались о нем пренебрежительно, оно всегда считалось самым надежным источником информации – именно потому, что существовало само по себе, вне цензуры, не продавалось и не покупалось. С появлением СМИ, поначалу жестко контролируемых государством, контраст между официальными и неофициальными сведениями стал еще более ощутимым. Чем меньше люди доверяли газетам, радио и телевидению, тем большую силу набирало «сарафанное радио». Первым инструментом, значительно ускорившим передачу информации из уст в уста, я бы назвала телефон. А первыми инструментами, превратившими «сарафанное радио» из устного жанра в прикладной – желтую прессу, ток-шоу и прочие медийные явления, возникшие после ослабления цензуры (надписи на заборах из серии «Машка из второго подъезда – б***ь» не в счет – мы сейчас говорим о массовых тенденциях).

И тут появился Интернет. Казалось бы, чем дальше человечество продвигалось по пути прогресса, тем меньше его должны были интересовать такие глупости как слухи и сплетни. Ан нет. Интернет предоставил каждому пользователю как право голоса, так и инструменты, позволяющие этим правом воспользоваться: сначала блоги и форумы, потом – социальные сети. Тут-то и стало ясно, что против природы не попрешь, и в том, что касается «сарафанного радио», изменился только антураж: на смену семечкам и лавкам у подъезда (их, впрочем, тоже никто не отменял) пришла клавиатура, посты и комментарии. А потребность делиться информацией неформального характера не только никуда не делась, но и буйно заколосилась на благодатных просторах Сети.

 

Не остался в стороне и бизнес. Предприниматели еще несколько веков назад научились включать и настраивать «ОБС», а уж с выходом в интернет миллионов потребителей, готовых делиться опытом, осталось лишь аккумулировать его, собирать положительные отзывы, делать выводы из отрицательных, общаться с клиентами и вообще извлекать максимальную пользу из народной молвы. Эта деятельность получила отдельное название – «маркетинг сарафанного радио» (word-of-mouth marketing, WOMM). Появились даже отдельные ресурсы для сбора личных отзывов потребителей о товарах, услугах и заведениях. Самая крупная из зарубежных социальных сетей этого направления – yelp.com; из российских – tulp.ru. Сюда приходят специально для того, чтобы похвалить своего парикмахера, порекомендовать соседнюю химчистку или призвать проклятия на голову криворукого стоматолога. Публикация рекламы в отзывах не допускается. Модераторы и аудиторы следят за тем, чтобы весь контент был личным, неофициальным и потому внушающим доверие. В результате получилось оцифрованное, тщательно структурированное по категориям «сарафанное радио». Эдакая копилка, куда всегда можно залезть, если нужна достоверная информация о том, насколько на самом деле хорош ближайший детский сад или широко разрекламированный медицинский центр.

 

А теперь сравним скорость распространения. Раньше, чтобы донести до 10-ти человек новость о том, что мне, скажем, нахамили в магазине (а когда тебе нахамили, хочется заклеймить негодяя позором перед всем миром), мне надо было при случае пожаловаться 10-ти приятелям. Или обзвонить их, что долго и лень, т.к. уже после одного-двух звонков я бы уже спустила пар и успокоилась. Сейчас мне достаточно сесть за компьютер, черкнуть пост в ЖЖ, на tulp.ru или в Твиттер, и новость в ту же секунду появится во френдлентах всех, кто меня читает. А если у меня много читателей? А если история действительно вопиющая? А если на пике эмоций я умею излагать так, что кровь стынет в жилах, и тем, кто это прочел, хочется передать дальше? А если у тех, кто захотел передать дальше, тоже много читателей? А если я тусуюсь в нескольких социальных сетях, и в каждой из них у меня много читателей, у которых тоже много читателей? Вот и посчитайте. Не можете? И я не могу. Но и это еще не 3D-скорость. 3D-скорость появилась в апреле 2010 года.

 

Like & Share buttons FacebookПару недель назад мир отметил первую годовщину кнопки Like («Мне нравится») социальной сети Facebook. Следом за этим законодателем моды в 2010-м году все крупные сети обзавелись аналогичными кнопками («Мне нравится» у «ВКонтакте», «Tweet» у Twitter, «Класс!» у Одноклассников, «+1» у Google и т.п.). Помимо простых «лайков» или «нрашек» (универсальное название для всех этих кнопок) очень полезны кнопки «Поделиться», которые имеют аналогичное предназначение – рассказать друзьям и сохранить для себя – но в некоторых сетях отображают информацию более полно: с цитатой и картинкой из статьи. Это, например, Share у Facebook и «Поделиться» или «Сохранить» у «ВКонтакте». Революционным можно считать момент, когда вышеперечисленные кнопки вышли за пределы своих сетей и поселились на каждом сколько-нибудь продвинутом веб-сайте и под каждым постом каждого уважающего себя блога. Таких сайтов за прошедший год набралось 2,5 миллиона.

 

«Лайки» буквально взорвали социальные медиа. Они настолько облегчили возможность делиться информацией, как внутри своих сетей, так и по всему интернету, что сложно представить, насколько увеличилась скорость и объемы передаваемого контента. С помощью «лайка» каждый желающий может двумя кликами вывесить интересную ссылку на своей стене в социальной сети, тем самым предложив друзьям ознакомиться с ней, оценить и, при желании, передать дальше. А теперь представьте, насколько молниеносно стали распространяться действительно вирусные материалы, например, смешные или гениальные видеоролики – ведь полный набор «лайков» имеется и на Youtube. Это к вопросу о нашем любимом «сарафанном радио» и его быстром распространении.

 

Лично я настолько привыкла, блуждая по интернету, под каждой интересной статьей, фотографией, аудио- или видеозаписью нажимать LikeShareTweet (иногда Retweet) или «Поделиться», что, не обнаружив хотя бы двух основных кнопок (от Facebook и Twitter), в первые секунды чувствую легкую растерянность: «Ээээ… а где кнопки-то? Может, не заметила? Надо поскролить… Хмм, странно – нет кнопок… Интересно, о чем думают хозяева?» Я, конечно, в таких случаях переношу информацию вручную – это не проблема. Но уже успела от этого отвыкнуть. Разумеется, в своем блоге прикрутила всё, что нужно.

 

Кнопки «Like» и «Поделиться» превратили все социальные сети и блогосферу в единый организм с общим, хорошо функционирующим кровообращением. Возникло такое понятие как «лайк-маркетинг», а слово «лайкнуть» из интернет-жаргона переселилось в оффлайн. Цитата из Линор Горалик: «Десятилетний сын моей знакомой сказал, приветственно раскрывая объятья навстречу родной матери: «Иди, я тебя лайкну!»». И все это за один год! В общем, не зря Facebook устроил своей кнопке настоящий день рождения. Малютка заслужила этот праздник. Пожелаем ей счастья, здоровья, любви, процветания, жениха красивого и всего, что принято желать именинникам.

04.05.2011 spacer Автор: Полина Белецкая


Comments