Популярность медицинских онлайн-консультаций выросла вдвое за год

Отправлено 30 июл. 2011 г., 5:09 пользователем Elena Luxalex   [ обновлено 30 июл. 2011 г., 5:13 ]

Медицина в интернет. Аналитический обзор
07 дек 2010, RUметрика

Несмотря на сезонность, аудитория медицинского сектора рунета не показала значительного роста этой осенью. Интерес к медсектору и востребованность платных услуг сейчас стагнирует по двум основным причинам: традиционность и закрытость сферы здравоохранения и отсутствие значительного роста заболеваемости гриппом в этом году. Есть и приятные исключения - популярность медицинских онлайн-консультаций выросла вдвое за год.

RUметрика представляет итоги исследования аудитории медицинских ресурсов, их количества, тематики и числа конкретных запросов пользователей, платных онлайн-услуг, доходов и перспектив развития сектора. Используются данные рейтинга Рамблер ТОП100, сервиса контекстной рекламы «Бегун» и результатов собственного онлайн-опросаRUметрики, которые в конечном итоге дают развернутую картину развития сектора медицины в Рунете за 2009-2010 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА РУНЕТА

  • По данным октября 2010-го среднесуточная аудитория сектора медицины насчитывает 1,4 млн пользователей (+27% за год, -12,5% за полгода)
  • Четвёртая часть рейтинга сайтов медсектора сменилась за полгода – в двадцатке не осталось сайтов медучреждений
  • За год суточная аудитория ТОП-20 сайтов медсектора выросла в 3-4 раза
  • По данным ноября 2010-го часто болеют 29% пользователей рунета (вместо 24-26%), «иногда» - 46%
  • Лидерами среди интересов пользователей в медсекторе в сезон стали вопросы лечения и профилактики, а также симптомов заболеваний, внимание к здоровому образу жизни сократилось по сравнению с маем
  • Интерес к онлайн-консультациям у пользователей вырос вдвое за год
  • Заказ платных медуслуг онлайн (в т.ч. медстраховки), вызов скорой помощи по сети за год сократился вдвое, заказ лекарств онлайн – на четверть
  • По сравнению со II кварталом 2009-го бюджеты контекстной рекламы и клики пользователей в медсекторе сократились вдвое

АУДИТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА РУНЕТА

Согласно данным Рамблер ТОП100, аудитория медицинского сектора рунета в октябре 2010 года составила 1,4 млн пользователей в сутки. За год аудитория выросла на 27%. Причём столько пользователей, сколько насчитывалось в медсекторе в разгар эпидемии гриппа, осенью минувшего года, в текущем году посещали сектор в месяцы летнего затишья рунета и отпусков.

Рисунок 1. Суточная аудитория медицинского сектора рунета, октябрь 2009 – 2010 гг.
Рисунок 1. Суточная аудитория медицинского сектора рунета, октябрь 2009 – 2010 гг.

Подобную динамику объяснить можно приростом аудитории сети. Так примерно за год численность суточных пользователей рунета выросла на 21%, а, соответственно, и аудитория отдельных секторов демонстрирует постепенный прирост.

Своего пика суточная посещаемость сектора достигла в минувшем апреле: сезонные проблемы со здоровьем плюс традиционные заботы о похудании и здоровом образе жизни повлияли на бурный рост аудитории, который к лету снизился до первоначальных показателей. Разница в посещаемости сектора за минувшие полгода составила 12,5% не в пользу ноября. Динамика посещений медсектора осенью 2010-го такова: +16% в сентябре, +10% в октябре. С наступлением холодного времени года и возвращением основной массы пользователей из отпусков ожидается дальнейший постепенный прирост аудитории.

РЕСУРСЫ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ

По данным Рамблер ТОП100, четвёртая часть рейтинга Топ-20 самых посещаемых сайтов медицинской тематики сменилась за минувшие полгода: добавились информационные и справочные ресурсы (включая управляющий орган – Департамент здравоохранения Москвы) и аптеки онлайн, вытеснив сайты медучреждений. Кроме того, ещё выше в рейтинге поднялась социальная сеть о здоровье DrugMe.ru.

Рисунок 2. Топ-20 ресурсов по посещаемости в секторе «Медицина», апрель – октябрь 2010 гг.
Рисунок 2. Топ-20 ресурсов по посещаемости в секторе «Медицина», апрель – октябрь 2010 гг.

Что касается посещаемости ресурсов первой двадцатки, то по сравнению с результатами годичной давности суточная аудитория топа выросла в 3-4 раза. Так если осенью 2009-го на сайты первой двадцатки в категории «Медицина» заходили от 5 до 20 тысяч посетителей в сутки, то в 2010-м эта величина выросла до 17-83 тысячной аудитории в сутки.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ МЕДИЦИНА В ИНТЕРНЕТЕ

Сравнивая результаты онлайн-опросов RUметрики, проведенных в мае, ноябре 2009 года и мае, ноябре 2010-го, снова убеждаемся, что пользователи рунета болеть стали больше. Ответ «часто» встречался уже в 29% случаев (вместо 24-26%), «иногда» - 46%. Буквально год назад часто болеющих насчитывалось на одну пятую меньше, а редко болеющих, соответственно, больше на одну шестую.

Рисунок 3. Как часто болеют российские пользователи интернета
Рисунок 3. Как часто болеют российские пользователи интернета

В соответствии с сезонностью, вопросы лечения и профилактики заболеваний снова лидируют – а для тех, кто не успел с их профилактикой – вторым по популярности оказался запрос симптомов заболеваний. И, на контрасте, меньше чем в мае пользователей сети волнует здоровый образ жизни и питание – сезон отпусков и перспективы похудеть к сезону купальников у большинства не так актуальны, поэтому о правильном питании до весны можно забыть. Помнит о нём даже в ноябре каждый третий пользователь.

По сравнению с весной также сократились доли интересующихся свойствами лекарственных средств и товаров о здоровье, онлайн консультациями и советами специалистов, отзывами о медучреждениях и отдельных специалистах, контактами медучреждений. Что любопытно, меньше интересоваться пользователи стали психологией, сексологией, темой зачатия и родов, эстетической медициной, а также общением в тематических сообществах.

Рисунок 4. Интересы российской интернет-аудитории в медицинском секторе рунета (май 2009 – ноябрь 2010 гг.)
Рисунок 4. Интересы российской интернет-аудитории в медицинском секторе рунета (май 2009 – ноябрь 2010 гг.)

Что любопытно, год назад больше тем на медицинскую тематику находили отклик у российских пользователей интернета – единственное направление, где интерес пока не уменьшается – это медицинское страхование, однако на общем фоне это далеко не самая насущная тема в рунете. Те же онлайн-консультирование и советы специалистов в прошлом году интересовали пользователей рунета всё больше, весной достигли 16% всех опрошенных, а к осени снова пошло на спад – вероятнее всего в преддверии сезонных заболеваний и возможных эпидемий медицинская помощь больше нужна реальная, тогда как в эпидемиологически спокойные периоды выходят на первый план менее насущные проблемы с здоровьем, прочие медицинские вопросы, которые вполне можно спокойно обсуждать онлайн.

ДОХОДЫ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Впрочем, несмотря на снижение популярности онлайновых консультаций медицинских специалистов в целом, среди платных услуг это единственное направление, продемонстрировавшее устойчивый рост: 1,2% обращений против 0,6-0,8% на протяжении последних полутора лет.

Рисунок 5. Заказ платных медицинских услуг или медтоваров в интернете за последний месяц
Рисунок 5. Заказ платных медицинских услуг или медтоваров в интернете за последний месяц

Заказу лекарств онлайн после громких скандалов с некачественными препаратами в онлайн-аптеках, а также в силу только начинающегося сезона простуд и гриппа (эпидемия которого, если верить официальным сводкам Минздравсоцразвития, если и ожидается, то к весне) пользователи рунета доверять стали на четверть меньше. Заказывающих платные медуслуги онлайн (в том числе медстраховки), либо вызывающих скорую помощь по сети, стало вполовину меньше, количество заказывающих товары для здоровья вернулось на отметку прошлого года, потеряв 0,3%.

Рисунок 6. Изменение доли сектора «Медицина» в рекламных бюджетах контекстной рекламы
Рисунок 6. Изменение доли сектора «Медицина» в рекламных бюджетах контекстной рекламы

Рекламные бюджеты в категории «Медицина», по данным сервиса контекстной рекламы «Бегун», в сравнении с прошлым годом заметно сократились – исключение составляет только IV квартал 2009-го, когда в преддверии праздников о медицине и здоровье рекламодатели думали заметно меньше. По сравнению с итогами I полугодия прошлого года итоги III квартала 2010-го меньше вдвое.

В качестве основной причины такого невнимания к темам медицины и здоровья эксперты называют посткризисное наращивание бюджетов рекламодателей в других тематиках. Напомним, в течение кризиса тема «Медицина» неизменно присутствовала в первой пятёрке рекламных тематик по популярности на фоне сокращения бюджетов в таких денежных направлениях как производство, недвижимость, сфера профессиональных услуг (юридических, рекламных) и т.п. В 2010-м соотношение сил постепенно стало возвращаться на прежний уровень, и рекламодатели других сфер начали навёрстывать упущенное.

В целом на медицинский сектор рунета влияют несколько факторов: во-первых, естественный прирост аудитории рунета и, как следствие увеличение аудитории большинства секторов; во-вторых, сезонность – осенью и зимой болеть люди начинают больше, чем в конце весны и летом, информацией связанной с лечением интересуются больше; в третьих, по окончанию кризиса более коммерциализированные секторы рунета снова начали выходить на первый план, оттесняя медицину как мене прибыльную и востребованную не так широко в силу традиционности самой сферы здравоохранения и неравномерности распространения интернета на территории всей Российской Федерации.


Comments