Часто болеющие россияне пополняют аудиторию медицинских сайтов Рунета

Отправлено 2 нояб. 2010 г., 10:00 пользователем Elena Luxalex   [ обновлено 28 июн. 2011 г., 16:33 ]

28 май 2010, RUметрика

Весенний авитаминоз и естественный прирост аудитории рунета повлекли за собой увеличение посещений сектора «Медицина» на 18% за последний месяц. По сравнению с 2009 годом пользователи меньше стали интересоваться самолечением и больше обращаться за онлайн-консультациями, либо контактами проверенных клиник, врачей, аптек. При этом пользователи стали болеть несколько чаще, и приобретать товары и услуги медсектора онлайн охотнее, чем раньше. Популярность медицинского сектора у рунете вероятнее всего ожидает динамика роста по примеру зарубежного опыта. На западе уже всерьез говорится о тенденции «киберхондрии» - навязчивой тяги пользователей черпать информацию о здоровье в интернете, вплоть до поиска различных симптомов, соответствия своего состояния с данными медицинских энциклопедий, самостоятельного подбора необходимых медицинских препаратов и т.п. Впрочем, с развитием сервисов онлайн-консультирования медицинскими специалистами, бесконтрольное чтение электронных источников постепенно отходит на второй план.

RUметрика представляет данные об аудитории медицинских ресурсов, их количестве, тематике и количестве конкретных запросов пользователей, платных онлайн-услугах, доходах и перспективах развития сектора. Данные рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler, сервиса контекстной рекламы «Бегун», сторонних аналитических компаний и результатов собственного онлайн-опроса RUметрики дают развернутую картину развития сектора медицины в Рунете за 2009-2010 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ

  • За год среднесуточная аудитория сектора «Медицина» выросла на 60%
  • 24,6% аудитории медсектора – из столиц, 33% – из-за рубежа и 42,45% - из регионов РФ
  • В Топ-20 популярных ресурсов медсектора вернулись сайты медучреждений
  • Численность сайтов медсектора за год увеличилась примерно на 12%
  • По данным мая, изредка или часто болеют 74% пользователей рунета. Год назад таковых было 72%
  • 38% пользователей интересуются лечением и медикаментозной профилактикой, 36% - ЗОЖ и правильным питанием, 34% - симптоматикой заболеваний
  • По сравнению с 2009 годом пользователи стали активнее интересоваться ЗОЖ, свойствами лекарств, контактами клиник, врачей, но стали меньше интересоваться темами самолечения – симптомами, составом лекарств, народной медициной
  • 49% пользователей медицинского сектора в рунете читают медицинскую литературу для ознакомления, еще 27% обращаются к ней по принципу «всегда, когда болею»
  • 37% пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в интернете, еще 33% опрошенных выбрали ответ «если рекомендации врача вызывают сомнения»
  • 4,2% пользователей хотя бы раз в месяц заказывает лекарства онлайн
  • «Медицина» занимает 6 позицию в рейтинге популярных категорий контекстной рекламы
  • Средняя стоимость за клик в категории контекстной рекламы «Медицина» в рунете в 2009-м составила 3 руб., отдельные категории стоили до 80 руб./слово

АУДИТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА РУНЕТА

По данным Рамблер ТОП100, за год среднесуточная аудитория сектора «Медицина» выросла на 60% и составила 1,6 млн посещений в апреле 2010 года.

Рисунок 1. Динамика суточной аудитории сектора «Медицина», апрель 2009-2010 гг.
Рисунок 1. Динамика суточной аудитории сектора «Медицина», апрель 2009-2010 гг.

В целом, увеличение посещаемости медсектора скачкообразно: об этом свидетельствует прирост аудитории в сентябре, ноябре 2009-го, феврале и апреле 2010 гг. Причины – всё та же сезонность, влияющая на заболеваемость (плюс весной активизируются борцы за здоровый образ жизни и похудание к лету), плюс естественная динамика аудитории рунета.

Рисунок 2. Географическое распределение аудитории сектора «Медицина» в рунете, май 2010 г.
Рисунок 2. Географическое распределение аудитории сектора «Медицина» в рунете, май 2010 г.

Что касается географического распределения аудитории медицинского сектора, то приблизительно четвертую часть занимают столичные жители, треть – из-за рубежа и 42,45% - пользователи из регионов РФ.

РЕСУРСЫ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ

Согласно данным Рамблер ТОП100, за полгода состав Топ-20 ведущих по посещаемости сайтов медицинского сектора рунета изменился на 1/5 часть. В топ вернулась категория сайтов медицинских учреждений – причём сайт медцентра «САНОС» занял первую позицию топа, оттеснив на второй план специализированные порталы. Изменился состав категории информационных и справочных ресурсов – добавились справочники «Медицина для всех»«Народная медицина», а также сайт, посвящённый специфическим проблемам со здоровьем людей, много времени проводящих за компьютером.

Рисунок 3. Топ-20 ресурсов по посещаемости в секторе «Медицина», апрель 2009 и апрель 2010 гг.
Рисунок 3. Топ-20 ресурсов по посещаемости в секторе «Медицина», апрель 2009 и апрель 2010 гг.

Медицинская соцсеть DrugMe продолжает развитие, набирая популярность и количество зарегистрированных пользователей. Впрочем, посещаемость всех сайтов первой двадцатки по сравнению с ноябрём 2009 года выросла примерно в 3-4 раза, а первая позиция – и вовсе в 6 раз. Это в очередной раз подтверждает рост аудитории медсектора в рунете, увеличение внимания пользователей к темам здоровья и информации о его поддержании и избавлении от болезней.

Более того, пользователей, с одной стороны, по-прежнему интересуют информационные материалы по медицине, справочники лекарственных препаратов и методов лечения, а с другой – в лидеры возвращаются медучреждения, из-за кризиса выбывшие из рейтинга популярных у пользователей ресурсов.

Рисунок 4. Динамика количества сайтов медицинского сектора, апрель 2009-2010 гг.
Рисунок 4. Динамика количества сайтов медицинского сектора, апрель 2009-2010 гг.

Численность сайтов медсектора в феврале 2010 года достигла пика за минувший год – около 10,5 тысяч ресурсов. К маю этот показатель сократился примерно на 2%, тогда как за год в среднем прирост количества сайтов составил 12%. При этом сама доля сайтов сектора в общем числе ресурсов рунета по сравнению с осенью сократилась на 6% и составила 3,3% - это 5 место в общем рейтинге популярных тем рунета.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ «МЕДИЦИНА» В РУНЕТЕ

Сравнивая результаты онлайн-опросов RUметрики, проведенных в мае, ноябре 2009 года и мае 2010-го, выясняем, что пользователи рунета болеть стали все-таки больше, чем год или полгода назад, однако не так часто как прежде. Часто болеют 25% опрошенных, иногда – 49%. В прошлом мае таковых насчитывалось 72% (26% и 46% соответственно), в ноябре – 69% (24% и 45%).

Рисунок 5. Как часто болеют российские пользователи интернета
Рисунок 5. Как часто болеют российские пользователи интернета

Несмотря на увеличение доли болеющих, пользователи стали меньше внимания уделять непосредственно лечению и медикаментозной профилактике (38% против 42% ответов в ноябре), зато активнее стали интересоваться здоровым образом жизни и правильным питанием (36% против 30% в ноябре и мае 2009-го). Кроме того, внимание к своему образу жизни и питанию сместили на третье место запросы о симптомах заболеваний – 34% обращений против 41% в ноябре, 32% в прошлом мае. Впрочем, всплеск обращений по ним в ноябре объясняется и эпидемиологической ситуацией, сезонностью и т.п. – май все-таки менее загруженный в этом плане месяц, зато ЗОЖ в преддверии сезона отпусков и пляжного отдыха занимает умы пользователей куда активнее.

Пятерку лидеров среди популярных у пользователей тем в медицинском секторе замыкают свойства лекарственных средств и товаров для здоровья (32%), а также их стоимость (24%).

Рисунок 6. Интересы соотечественников в медицинском секторе рунета, май, ноябрь 2009 и май 2010 гг.
Рисунок 6. Интересы соотечественников в медицинском секторе рунета, май, ноябрь 2009 и май 2010 гг.

Сравнивая динамику интересов пользователей в секторе «Медицина» в российском сегменте сети, видим, что пользователи стали активнее обращать внимание не только на ЗОЖ и питание, но и на свойства лекарственных препаратов, товаров для здоровья, обращаться за онлайн-консультациями к специалистам, интересоваться отзывами других пользователей о медучреждениях, отдельных специалистах и лекарственных средствах, запрашивать контактную информацию медцентров. Также в сферу интересов пользователей стала больше входить психология и сексология, темы беременности и родов, медстрахования, а также общение на медфорумах и в тематических сообществах. При этом меньше, чем в прошлом году, пользователи стали интересоваться темами непосредственного самолечения и выяснения симптомов заболеваний, стоимостью лекарств, информацией по нетрадиционной и эстетической медицине. Иными словами, аудитория медицинского сектора рунета предпочитает искать в сети контакты проверенных и надежных врачей и медучреждений и доверять им, нежели заниматься самолечением. При этом информация по медсектору в различных его сферах им интересна и востребована.

Более того, опрос портала MedPulse.ru, проведенный осенью прошлого года, подтверждает тенденцию российских пользователей проверять рекомендации врачей, обращаться к онлайновым медицинским справочникам и т.п. Опрос показал, что около половины пользователей медицинского сектора в рунете читают медицинскую литературу для ознакомления (49%), ещё 27% обращаются к ней по принципу «всегда, когда болею». Всего в рунете насчитывается 35% пользователей, которые никогда не пользовались медицинскими интернет-справочниками. 21% опрошенных достаточно данных из одного источника и 44% сограждан предпочитают узнавать информацию о медицине из нескольких онлайн-энциклопедий и других сайтов о здоровье.

Более того, по справочнику в сети рекомендации врачей проверяют 37% пользователей, руководствуясь принципом «доверяй, но проверяй». Еще 33% опрошенных выбрали ответ «если рекомендации врача вызывают сомнения». И 30% не сомневаются в выписанном врачом рецепте.

ДОХОДЫ МЕДИЦИНСКОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Согласно результатам опросов RUметрики в 2009-м и 2010 годах, платные медицинские услуги и товары онлайн по большинству категорий пользователи стали заказывать чаще. 4,2% опрошенных заказывали в течение последнего месяца лекарства онлайн (+10,5% за полгода), 2,4% - товары для здоровья (+14%), 0,8% - онлайн-консультации специалистов (+33%). А вот медуслуги и страховки заказывали реже (-38% и -60% соответственно).

Рисунок 7. Онлайн-заказ платных услуг или товаров медицинской тематики в течение последнего месяца
Рисунок 7. Онлайн-заказ платных услуг или товаров медицинской тематики в течение последнего месяца

Что касается общей тенденции развития медицинского сектора онлайн и продвижения медицинских услуг в интернете, то в большей степени доход данного сектора складывается из рекламных бюджетов – рекламируются лекарственные препараты, БАДы, прочие товары для здоровья, медицинские центры и клиники и т.п. В докризисный период рекламный рынок в этом направлении активно развивался. Однако экономическая нестабильность повлияла и на этот сектор, и к концу 2009 года и бюджет рекламодателей в этом направлении, и списания за клики пользователей сократились примерно вдвое. Впрочем, тенденция уменьшения рекламных бюджетов затронула все категории, и медицина по-прежнему в десятке лидеров – 6-ая позиция и в рейтинге активности пользователей, и бюджетов рекламодателей.

Рисунок 8. Изменение доли сектора «Медицина» в рекламных бюджетах контекстной рекламы, по данным «Бегуна»
Рисунок 8. Изменение доли сектора «Медицина» в рекламных бюджетах контекстной рекламы, по данным «Бегуна»

По данным «Бегуна», средняя ставка за клик в категории «Медицина» в 2009-м варьировалась между 2,5 руб. и 3,5 руб. При этом лидерами категории оказались такие слова как «клиника» (25 руб.), «анализы» (26 руб.), «стоматология» (50 руб.), самой дорогой оказалась «урология» - 80 руб. за клик.

Средняя стоимость рекламной кампании в рунете за минувший год сократилась почти вдвое. При этом самыми востребованными, по данным сервиса, оказались запросы «лечение» (2,7 млн запросов в месяц в поисковых системах), «беременность» (2,2 млн), «аптека» и «клиника» - около миллиона обращений.

Рисунок 9. Квартальная средняя стоимость рекламной кампании категории «Медицина», данные Бегун, 2009 г.
Рисунок 9. Квартальная средняя стоимость рекламной кампании категории «Медицина», данные Бегун, 2009 г.

Как видно из активности российских пользователей онлайн (по данным опросов RUметрики, приведённых выше), наши соотечественники также меньше стали интересоваться самолечением и больше внимания обратили на консультации онлайн – т.е. и наш медсектор также постепенно приходит к цивилизованному обращению с информацией, выложенной в сети. При этом ВОЗпродолжает обращать внимание пользователей, приобретающих медицинские препараты онлайн, – доверять стоит только известным и проверенным онлайн-аптекам и с подозрениям относиться к ресурсам, где те же препараты предлагаются сильно дешевле. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в более чем 50% случаев лекарства, приобретенные через интернет на незаконных сайтах, скрывающих свои физические адреса, являются поддельными.

При этом специалисты медицинского сектора отмечают ценность так называемых социальных сетей здоровья – по мнению аналитиков eMarketer, в них количество так называемых «киберхондриков», кажется, стабилизируется, и развиваются другие тенденции онлайн-здравоохранения: «Социальные медиа-каналы — это часто именно то место, где люди ищут информацию, поддержку и интерактивный диалог с друзьями и людьми, которые переживают такие же проблемы со здоровьем, параллельно получая квалифицированные советы профессиональных медиков».


http://rumetrika.rambler.ru/print/review/4343


Comments