Compliance СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ


Обязательность соблюдения


Компании должны придерживаться свободных и открытых конкурентных отношений на рынке и обязывать своих сотрудников и лиц, действующих от их имени, строго соблюдать антимонопольное законодательство (далее — Законы конкурентных отношений) любой страны или группы стран, на территории которых они осуществляют коммерческую деятельность.

Последствия несоблюдения


Законы конкурентных отношений сложны и трудны в истолковании. Под их действие подпадает обширная область деятельности компании. Действия, совершаемые в одной стране, могут нарушать законы конкуренции других стран, если они противоречат законодательству этих стран. Несоблюдение этих законов может привести к серьезным негативным последствиям, в том числе к уголовному преследованию, правительственному расследованию, большим штрафам, лишению свободы и гражданской ответственности. Эти последствия могут отразиться не только на компании, но и на ее сотрудниках и представителях. Поэтому несоблюдение Законов конкурентных отношений и неспособность начальников обеспечить их соблюдение подчиненными должно приводить к дисциплинарному взысканию вплоть до освобождения от должности.

Запрещенное и сомнительное поведение


Далее перечислены типы поведения, регламентирующиеся Законами конкурентных отношений. Некоторые действия запрещены полностью, другие могут быть запрещены в определенных обстоятельствах и всегда должны утверждаться юристами компании. Для внесения большей ясности юристы компании могут издать дополнительные правила и процедуры. Соглашения между конкурентами (включая неформальные или устные договоренности) по любому из нижеприведенных пунктов представляют собой наиболее грубые виды нарушений Законов конкурентных отношений, которые в некоторых странах, например в США и Великобритании, могут привести к лишению свободы отдельных нарушителей и наложению больших штрафов на компании. (Этот список не является исчерпывающим.) Все предложения по заключению соглашений с конкурентами должны быть заблаговременно проверены юристами компании. 
Таким образом, ни один сотрудник или представитель, действующий от имени компании, не может обсуждать любые из нижеприведенных вопросов с конкурентами, за исключением обсуждений при участии юристов компании в соответствии с допустимыми законом инициативами, даже при отсутствии в той стране, где осуществляется коммерческая деятельность, Законов о конкурентных отношениях или при отсутствии в таких законах требований по соблюдению приведенных ниже правил: 
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами цен, скидок или ценовой политики.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами сроков продаж или условий сбыта, в том числе сроков кредита и привилегий погашения.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами практики ценообразования дилеров, дистрибьюторов, оптовых торговцев или клиентов.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами маркетинговых планов, рекламных кампаний или рекламы новых продуктов.
  • Заключение соглашений или обсуждение я с конкурентами доходов, маржи или издержек.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами практики или каналов продаж.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами тендеров или предложений о заключении контрактов, а также намерений по участию в такой деятельности.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами объемов или ограничений производства.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами выбора, классификации клиентов или групп клиентов, а также отказа от работы с ними или завершения работы.
  • Заключение соглашений или обсуждение с конкурентами размещения сбытовых территорий, рынков или клиентов.
  • Групповые бойкоты.

При попытках конкурента обсудить любой из этих вопросов сотруднику или представителю следует остановить обсуждение и заявить о необходимости проверки предмета таких переговоров юристами компании. Сотрудник должен незамедлительно сообщить о случившемся юристам компании. Сотрудники компании должны быть предельно внимательны, чтобы на встречах ассоциации производителей и дилеров отрасли либо на других подобных встречах в официальных и неофициальных обсуждениях не поднимались приведенные выше вопросы. В случае возникновения такого обсуждения сотрудник или представитель должен заявить о невозможности его продолжения и при необходимости покинуть встречу и проконсультироваться с юристами компании относительно произошедшего. 

Перечисленные ниже категории поведения могут быть сочтены законными в некоторых странах, но могут стать причиной возникновения проблем в зависимости от ряда факторов. В других странах (например, в Европейской экономической зоне) они незаконны или могут быть признаны незаконными в зависимости от обстоятельств.
Сотрудники компании должны заранее проконсультироваться с юристами компании перед выполнением следующих действий:
  • заключения соглашений с клиентом о цене, по которой последний будет перепродавать продукт (далее — Цена перепродажи); указания на то, что такая цена является условием продажи, продлением контракта или рекламной скидкой; обсуждения с клиентом того, что компания может попытаться повлиять на цену другого клиента или конкурента либо намеков на это;
  • продажи любого продукта или услуги при условии, подразумеваемом или подтвержденным соглашением, что клиент приобретет другие продукты или услуги компании;
  • заключения соглашений с клиентами о праве получения скидки на продукт, занимающий значительную долю на рынке, при условии приобретения клиентом других продуктов компании или приобретение большой доли необходимых клиенту товаров у компании;
  • вовлечения в так называемое хищническое ценообразование (то есть ниже себестоимости);
  • вовлечения в ценовую дискриминацию, то есть в продажу товаров конкурирующим клиентам по разным ценам;
  • вовлечения в любое поведение, которое может быть охарактеризовано как злоупотребление доминирующим положением, монополизация или попытка монополизации; компания должна добиваться успеха за счет качества продуктов и конкурентного ценообразования и не вести деятельности, ограничивающей и нарушающей законы конкуренции; в любой из стран, где по оценкам доля определенных товаров компании на рынке составляет 40 % и более, следует консультироваться с юристами компании на предмет соответствия коммерческой деятельности с вовлечением этих товаров Законам о конкурентных отношениях.
Предполагаемые сделки с конкурентами всегда должны обсуждаться с юристами компании для проверки соответствия Законам о конкурентных отношениях.

Дополнительные мероприятия, которые могут повлечь несоответствие Законам о конкурентных отношениях и поэтому требуют консультации юристов компании:
  • Эксклюзивные сделки.
  • Действия по установлению стандартов.
  • Слияния, поглощения и создание совместных предприятий.
  • Совместные рекламные кампании и маркетинговые договоренности, а также соглашения, касающиеся лицензируемой и нелицензируемой интеллектуальной собственности.
  • Предложения о входе в состав совета директоров другой компании.
  • Договоренности с дистрибьюторами, оптовыми торговцами и другими звеньями дистрибьюторской цепи о территории, клиентах или местоположении другого рынка.
По материалам : http://www.complianceofficer.ru/CL.php

Comments